Аутизм у детей

1
5673

Содержание:

Аутизм – особое расстройство личности, имеющее хронические формы и не являющееся заболеванием. Еще в середине прошлого века патология относилась к категории редких. Сегодня она встречается намного чаще – у одного из 88 детей. К сожалению, чудесной таблетки от аутизма человечество пока не изобрело. Помочь ребенку и его родителям справиться с неприятностью может только своевременная диагностика и квалифицированное педагогическое сопровождение.

Характеристика

Впервые термин «аутизм» был использован ученым Эйгеном Блейером. Тот специализировался на изучении поведения пациентов с признаками шизофрении. Время спустя, в 1943 году, об аутизме заговорил Лео Каннер. Впоследствии, аутизму было присвоено еще одно название – синдром Каннера.

Аутизм возникает вследствие нарушения развития головного мозга. Внешне это проявляется нарушением социальной адаптации и общения, повторяющимися действиями и ограниченным интересом к окружающему миру.

Аутизм у детей
Фото:Аутизм у детей

Причины развития аутизма до настоящего момента не установлены. Специалисты выдвигают разные предположения, не последнее место в числе которых занимает влияние генов. При этом речь идет о целом генном комплексе. Известно, что изменение генной структуры происходит при внутриутробном развитии. Существуют предложения относительно воздействия на развитие патологии и внешних факторов, оказывающих резко негативное влияние на беременную женщину: фенолов, продуктов питания, инфекционных заболеваний.

Доказано, что мальчики страдают аутизмом в несколько раз чаще девочек. Если в семье родился ребенок-аутист, не исключается вероятность рождения следующих детей с аналогичными нарушениями.

Симптомы

Болезнь аутизм у детей проявляет себя до трехлетнего возраста. Грудной ребенок с таким расстройством с большим трудом привыкает к материнским рукам, постоянно напряжен и не может найти удобное для себя положение. Реакции на близких людей при этом не проявляется: ребенок не улыбается при появлении мамы или папы, не тянет к ним рук.

В старшем возрасте аутизм проявляется банальным нежеланием ребенка своевременно приступать к овладению речевой активностью. Если же дети с аутизмом начинают говорить в установленный срок, их речь обычно неразборчива и бесцветна. Ребенок может повторять заученные слова и фразы, не высказывая при этом эмоций. Пока сверстники вовсю поддерживают беседу взрослых и пытаются обратить на себя внимание, ребенок-аутист не проявляет к общению никакого интереса. Он никогда не улыбается вызывающему его на разговор, не смотрит в его глаза. Обычно дети-аутисты говорят о себе в третьем лице.

Нет интереса к общению
Фото:Нет интереса к общению

Дети-аутисты очень зациклены на мелочах. Они стремятся к привычному режиму дня и порядку. В связи с этим такие дети часто раскладывают игрушки в соответствии с цветовыми признаками, часто отличаются от здоровых сверстников увлечением одним видом деятельности. Это может быть рисование или музыка. При попытке взрослых переключить внимание на иное занятие ребенок впадает в панику. Аналогичная ситуация происходит при смене привычной обстановки.

Находиться среди сверстников для ребенка-аутиста сродни катастрофы. Он испытывает сильный дискомфорт, находится в тревожном состоянии. Играть с товарищами такие дети не способны, поэтому не в силах выстроить дружеские отношения. Аутистам ближе уединение.

У страдающего аутизмом ребенка интеллект может быть как понижен, так и крайне завышен. Порой ребенок-аутист способен высказываться не хуже ученого. Разговоры же на бытовые темы остаются для него сложными.

Помимо поведенческих, существуют и физиологические признаки патологии. Среди таковых судороги, слабый иммунитет, нарушение работы поджелудочной железы и кишечника.

Изменения при аутизме
Фото:Изменения при аутизме

Степени

Существует несколько степеней расстройства. При легкой ребенок вполне способен общаться, но в незнакомой обстановке теряется. Его движения выглядят неловко, жестикуляция отсутствует, речь носит анемичный характер. При легких формах заболевания дети способны окончить школу, впоследствии найти работу и создать семью.

Ребенок со второй степенью расстройства не имеет вида замкнутого, но при разговоре не обращает внимания на окружающих. Такие дети склонны подолгу рассказывать о своих интересах.

Третья степень характеризуется практически нормальным поведением ребенка в знакомых условиях. При этом посещение малознакомых мест вызывает безудержную панику. Ребенок путает местоимения. Его речь состоит из набора заученных фраз.

Четвертая степень самая тяжелая. При ней ребенок не общается, не реагирует на речь окружающих и не смотрит в глаза. Подолгу сидеть на одном месте и устремлять взгляд в одну точку – это о нем. В дискомфортных условиях такие дети кричат и плачут, становятся агрессивными.

Диагностика

Для постановки диагноза требуется прохождение медицинской комиссии. Ребенка осматривают психолог, невролог, педиатр, логопед и психиатр. Проводятся тесты, происходит сбор анамнеза. Кроме того назначаются ЭЭГ и МРТ головного мозга.

МРТ головного мозга
Фото:МРТ головного мозга

Какую помощь оказать?

Как уже было отмечено ранее, вылечить аутизм невозможно. Единственное, что может современная медицина – оказать ребенку помощь с адаптацией к окружающему миру.

Коррекция должна выполняться не только дома, а и в специализированных центрах. Как правило, в программу помощи входят:

  • лечение медикаментами;
  • иппотерапия и дельфинотерапия;
  • музыкальная и поведенческая терапии;
  • ЛФК;
  • массаж.

Иппотерапия
Фото: Иппотерапия

Антибиотики, оперативное вмешательство и народные средства при аутизме не используются ввиду бессмысленности.

Разбирая каждый метод помощи ребенку-аутисту, следует заметить, что лечение посредством препаратов предусматривает использование антипсихотических и противосудорожных средств, психостимуляторов и поливитаминов. Иппотерапия (лечение посредством общения с лошадью) и дельфинотерапия с успехом применяются во всем мире. Взаимодействовать с окружающим миром при этом ребенок с признаками аутизма может через животное. Музыкальная терапия помогает ребенку улучшить коммуникацию, передать свое восприятие мира и обрести внутреннее спокойствие. Поведенческая терапия подразумевает занятия со специалистом, в ходе которых происходит обучение ребенка-аутиста необходимым для жизни навыкам. Дома родители обязательно должны заниматься с ребенком по рекомендованной специалистом схеме.

Массаж показан каждому ребенку, но особенно аутисту. Он помогает познакомиться с собственным телом. Плюс к тому, через кожу мозг получает импульсы, оказывающие положительное воздействие на плохо задействованные отделы ЦНС.

Дельфинотерапия
Фото: Дельфинотерапия

В отличие от массажа, ЛФК показано не в каждом случае, а исключительно при наличии дополнительных патологий.

Помощь ребенку с оговариваемым расстройством – процесс долгий и кропотливый. Не следует ждать результатов после первого лечебного комплекса. На все нужно время.

Ребенок-аутист обязательно должен чувствовать заботу и поддержку родителей. Последние должны понимать, что их чадо очень ранимо, поэтому срываться и демонстрировать ему собственное бессилие не выход. И еще, аутизм – это инвалидность. Профилактика отсутствует.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. АУТИЗМ и гиперактивность. Это отключение локальных программ нормальной работы некоторых центров головного мозга, отсутствие которых и вызывает проблемы в развитии человека.
    Выход только один — запустить работу данных центров и все нормализуется. Для этого в военной медицине применяются специальные методики.
    Аутизм, гиперактивность, неврологические проблемы, апатия и меланхолия, проблемы сна и т.д. и т.п. — это все из одной оперы.

Добавить комментарий для Евгений Иванович Отменить ответ