Адаптация ребенка в детском саду

0
3997

Содержание:

— Основные критерии адаптации

— Полезные рекомендации мамам и папам

— Причины и последствия дезадаптации ребенка в дошкольных учреждениях

Основные критерии адаптации

На протяжении многих лет специалистами проводились исследования по изучению причин поведения детей, вышедших из зоны комфорта в раннем возрасте. Со временем они вывели ряд критериев, позволяющих с точностью определить – успешно ли проходит адаптация ребенка к детскому саду.

Очень ответственное задание для родителей — обратить внимание на эмоциональное состояние крохи. Зачастую, в свои первые дни посещения дошкольного учреждения малыши хнычут, а иногда даже истерически плачут. Это связано со страхом, возникающим в подсознании ребенка – он опасается, что родители оставят его в саду навсегда, боится незнакомых взрослых в качестве воспитателей, и, конечно же, настороженно относится к малознакомым ему сверстникам.

На смену страху приходит гнев, как своеобразная реакция на стресс в детском организме. Причиной истерик может послужить даже самая незначительная мелочь. В некоторых случаях у малыша наблюдается депрессивное состояние и ему становится безразлично происходящее вокруг. Стоит набраться терпения, поскольку в первые дни посещения детского сада ребенок не будет испытывать желаемых родителями положительных эмоций. Возможно, будут моменты, которые смогут привнести радость (новая игрушка или же посещение какого-нибудь заведения), но в целом ребенок еще долго будет плакать при каждом утреннем расставании.

Также родителям стоит быть готовыми к тому, что даже самые активные и общительные дети в первые дни посещения детского сада будут страдать от сниженной социальной активности. Дело в том, что у двух-трехлетних карапузов еще не развито сюжетное восприятие мира, поэтому они играют не вместе, а рядом. Если в первое время малыш стал замкнутым, необщительным, беспокойным и напряженным, не стоит паниковать – со временем это явление пройдет.

По причине возникновения стрессовой ситуации, адаптация в детском саду вполне может повлечь снижение познавательной активности крохи. Не стоит паниковать, если малыш, ранее активный и увлеченный, не спешит играть и вовсе не интересуется игрушками. Порой ему необходимо находиться в стороне и некоторое время молча наблюдать за окружающим его миром. Со временем ребенок привыкнет к ситуации и постепенно начнет вливаться в игру. Немного позже настанет момент общения с воспитателем — кроха станет задавать ему вопросы познавательного характера.

Иногда в процессе адаптации ребенок может потерять навыки, приобретенные ранее (умение пользоваться столовыми приборами, средствами личной гигиены). Не стоит отчаиваться – это также один из критериев адаптационного курса. Со временем малыш начнет отмечать, что учиться чему-то новому в детском саду не так уж плохо, а иногда и крайне интересно!

Нередко в процессе адаптации страдает словарный запас ребенка, по причине чего он начинает изъясняться простыми предложениями с малым количеством слов. Это также не является поводом для беспокойства – все со временем восстановится.

В зависимости от темперамента малыша, можно наблюдать некоторые изменения его двигательной активности в адаптационный период – он может стать неуправляемым и подвижным, или же наоборот – заторможенным. Стоит быть готовым к тому, что ребенок будет плохо засыпать, ворочаться и вскакивать при дневном сне в детском саду.

Есть еще один момент: пища, подаваемая в детском саду, будет отличаться от домашней, поэтому в первое время аппетит ребенка будет снижен, что также может быть связано с возникшей стрессовой ситуацией.

Зачастую, по причине перенесения стресса, снижается иммунитет чада, он становится более уязвим к простудным и инфекционным недугам. В психологической практике есть достаточно распространенное явление, называемое «бегством в болезнь». Оно влечет за собой наиболее частые заболевания именно в первый месяц посещения детского сада. И не стоит считать, что ребенок простудился нарочно или сочиняет признаки заболевания, чтобы не посещать детский сад. На самом деле, этот процесс неуправляем. Полезные рекомендации мамам и папам

Как правило, на адаптационный период приходятся первые 3-4 месяца посещения сада. Родителям не рекомендуется бить тревогу, если первые признаки адаптации не проходят за несколько дней – этого и не должно случиться!

Полезные рекомендации мамам и папам

Адаптация ребенка в детском саду – проблема семейного характера, поэтому родители также должны соблюдать некоторые правила с целью облегчения и без того подверженной стрессовой ситуации жизни малыша.

Итак, если у семьи есть возможность не отдавать ребенка в детский сад хотя бы до возраста 4-х лет, лучше немного подождать. По достижении четырехлетнего возраста малыш слегка повзрослеет в эмоциональном плане и сумеет воспринять поход в детский сад менее болезненно. Однако если обстоятельства сложились иным образом и отдать малыша в дошкольное учреждение предстоит немного раньше, нужно максимально подготовить себя и малыша к этому важному событию.

Шаг 1

Паниковать нельзя категорически, так как вы можете проецировать собственное волнение на психику крохи. Не следует обнадеживать ребенка и идеализировать посещение детского сада во избежание последующего разочарования — важно принять это событие как должное.

Шаг 2

Обратите пристальное внимание на режим дня малыша. За пару месяцев до планируемой даты посещения сада приучите его ложиться и просыпаться в четко установленное время, а если карапуз не приучен спать днем — обязательно пригласите его спокойно полежать рядом с вами.

Режима также касается и посещение туалета — постарайтесь приучить кроху справлять свои нужды до выхода на улицу или после обеда.

Вспомните игры и стихи, которые вместе разучивали – в саду это пригодится ребенку не меньше.

Шаг 3

Приучите карапуза к саду в гастрономическом аспекте: уменьшите калорийность пищи, запретите кусочничать, пронаблюдайте за его аппетитом. Важно, чтобы пища стала похожа на ту, которую подают в детском саду (не слишком жирную и менее адаптированную к вкусовым пристрастиям). Этот момент необходим во избежание неприятных ситуаций в будущем в том случае, если ребенок откажется кушать при посещении дошкольного учреждения.

Шаг 4

Укрепите иммунную и нервную системы ребенка посредством известного всем закаливания. Такие процедуры полезны всем и в любом случае! Позвольте крохе ходить босиком и подольше находиться в водоемах в летний период, не контролируя температуру воды. Также будет полезен контрастный душ.

Шаг 5

Еще одна крайне тяжелая ситуация для психики ребенка – расставание с мамой. Зачастую родители не видят за детскими слезами признаков манипуляции взрослыми, а потому при первом же всхлипе малыша мама готова отменить пребывание своего чада в саду. Это крайне неверно! Планируя посещения детского дошкольного учреждения, позволяйте родственникам проводить время с вашим ребенком — так он скорее научится обходиться без помощи родителей.

Адаптация детей к детскому саду – процедура комплексная и требует немалых родительских усилий. Маме и папе важно играть определенные роли при расставании с любимым карапузом. Не менее полезно проследить за тем, как ребенок ведет себя с другими детьми на улице. Если у него возникают явные трудности в общении со сверстниками, следует немного помочь ему в этом процессе (преподать уроки знакомства и игры с малышами, научить делиться игрушками).

Немаловажно приучить ребенка выносить на улицу исключительно те игрушки, которыми он готов делиться с друзьями. В противном случае он прослывет в саду жадиной, или еще хуже – расшатает себе нервную систему, переживая момент игры другого ребенка его любимыми игрушками.

Соблюдая эти несложные правила, вы значительно облегчите адаптационный период ребенка в детском саду — на подсознательном уровне ваше чадо будет готово к строго установленному в заведении режиму и общению с большим количеством незнакомых детей.

И помните: девочки заметно проще переносят адаптационный период, так как в возрасте 3-х лет имеют меньшую привязанность к матери. Причины и последствия дезадаптации ребенка в дошкольных учреждениях

Причины и последствия дезадаптации ребенка в дошкольных учреждениях

Зачастую адаптация детей в детском саду проблематична лишь по вине родителей и представляет собой нежелание ребенка общаться со сверстниками в коллективе. Если малыш подвергается различным нападкам со стороны детей, значит данная ситуация возникла по причине завышенной или заниженной самооценки ребенка вследствие неправильного позиционирования себя в коллективе. Либо же ребенок попросту не умеет совершать общение с детьми, что также выступает требующей немедленного разрешения проблемой.

Довольно сложно в саду стеснительным и робким детям – зачастую они становятся объектом издевательств задир. Дети, которые не могут постоять за себя и ответить более развитым сверстникам, подвергаются насмешкам и неуважению. Сталкиваются с проблемами и малыши, привыкшие манипулировать родителями — воспитатели и сверстники вряд ли станут потакать их капризам.

Немаловажную роль в дезадаптации к детскому саду занимает неправильное поведение воспитателя. Малыш будет очень расстраиваться и переживать, получая постоянные агрессивные замечания со стороны сотрудника учреждения по причине испачканной одежды и рук во время прогулки, недоеденного обеда.

Последствия дезадаптации могут быть самыми непредсказуемыми — начиная от нарушения сна вследствие нервного перенапряжения ребенка и заканчивая нарушением стула в виде запора.

Часто родители сталкиваются с такой достаточно неприятной проблемой: несколько дней их чадо посещает сад, а после — месяц проводит на больничном. В такой ситуации мамы склонны обвинять воспитателей и родителей других деток, когда истинная причина такого явления кроется вовсе не в «недолеченности» остальных детей. Дело в том, что вследствие нервного перенапряжения иммунитет ребенка значительно ослабевает, а значит, он становится подвержен инфекционным заболеваниям.

При возникновении вышеуказанных последствий дезадаптации не стоит рассчитывать на то, что проблема исчезнет так же просто, как возникла, или ребенок решит ее самостоятельно. Не уделяя должного внимания ситуации, родители рискуют и вовсе забрать малыша из детского сада. Не слишком радужная перспектива, правда? А значит, в первую очередь, необходимо побеседовать с воспитателем с целью определения причины возникновения такого состояния у ребенка. В штате детского сада также существуют специалисты по детской психологии, которые обязаны предоставить квалифицированную помощь в решении данной проблемы.

Запланировав знакомство малыша с детским садом, родителям стоит основательно подготовиться к трудностям. В любом случае, те возникнут в первые месяцы посещения ребенком нового места. Не помешает мамам и папам доля терпения и желание найти общий язык с воспитателями. При правильном соблюдении рекомендаций и расстановке приоритетов, адаптация пройдет бесследно для психики детей и их родителей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ