Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

0
165

Содержание:

Дошкольный возраст оказывает значимое влияние на развитие психики. Не удивительно, учитывая, что в это время формируются навыки и привычки, вырабатываются черты характера, определяется манера поведения. Психологическое здоровье детей дошкольного возраста, часто становящееся темой бесед педагогов и родителей, подразумевает состояние душевного благополучия. Впоследствии именно оно оказывает влияние на полноценное формирование личности. Здоровый в психологическом плане ребенок – это ребенок веселый, спонтанный, творческий, познающий большой мир разумом и интуицией.

 Развитие здорового ребенка
Фото: Развитие здорового ребенка

Полезно о возрасте

К категории дошколят относят детей 3-6(7) лет. Младшими дошколятами считаются малыши 3-4 лет, средними — 4-5 лет, старшими — 5-6(7) лет. В любом случае, это период игры, которая считается ведущей деятельностью ребенка. При этом в младшем дошкольном возрасте очевидна нацеленность на воспроизведение предметных действий окружающих, направленных на сюжет или партнера. Средний период подразумевает игру, главной темой которой выступают межчеловеческие отношения. В это время ребенок максимально заинтересован ролевыми играми. Игра старшего дошколенка базируется на принятии правил. Ребенок не перестает увлекаться ролевыми сюжетами, но они приобретают условный характер.

Игра для детей младшего дошкольного возраста
Фото: Игра для детей младшего дошкольного возраста

На игре интересы не заканчиваются. Дошколенку свойственны другие формы деятельности, включая рисование, лепку и конструирование. В этот период уже можно наблюдать стремление к учебе и труду. Если ребенок развивается гармонично, с легкостью охватит вниманием все характерные для периода сферы. А вот обеспечить его психологическое здоровье, без которого ранее указанный момент невозможен, должны взрослые.

Как определить, что ребенок адаптирован?

Специалистами выделен ряд критериев, позволяющих установить адаптированность дошколенка к окружающему миру. Для начала следует взглянуть на поведение малыша. Не характерны ли для него крайности? Если ребенок не проявляет гиперактивности, но и не выглядит слишком пассивным, беспокоиться не о чем.

Следующий критерий – отсутствие стремления возвратиться к бывшим привычкам. Находящийся в гармонии с собой и миром ребенок не станет просить бутылочку спустя год пользования чашкой. Он спокойно кушает, прекрасно засыпает и избегает истерик, а значит, его душевный комфорт непоколебим.

Критерии адаптации ребенка к окружающему миру
Фото: Критерии адаптации ребенка к окружающему миру

Важно обратить внимание и на соответствие чада установленным нормам касательно развития. При желании родители могут ознакомиться с требованиями, выдвигаемыми к дошколенку. Таковые затрагивают физическую и интеллектуальную сферы. Если родители сомневаются касательно правильности собственной оценки, можно обратиться за помощью к психологу.

И еще, ребенок, особенно находящийся в старшем дошкольном периоде, должен быть самостоятелен и самокритичен. Он должен уметь давать оценку собственным поступкам и пытаться выносить из них уроки, понимать других, делать выбор и отвечать за него.

Знания ребенка старшего дошкольного возраста
Фото: Знания ребенка старшего дошкольного возраста

От чего зависит психологическое здоровье?

На эмоциональное состояние дошколенка, а значит, на его гармоничное развитие и ощущение себя в мире, воздействуют 2 группы факторов – внешние (психосоциальные) и внутренние. Первые включают среду, в которой растет ребенок, эмоциональную привязанность к родителям и взаимодействие с родными и близкими. Внутренние факторы представляют собой состояния, особенности и качества, присущие каждому человеку.

Психологическое здоровье определяет уровень развитости основных социальных потребностей дошколенка, его самооценку, способность адекватно выражать эмоции и чувства, при этом осознавая и анализируя их. Не менее важна система представлений ребенка о самом себе.

Советы родителям

Эмоциональное здоровье детей дошкольного возраста в первую очередь зависит от внутрисемейного климата. Взрослым, желающим вырастить здоровую во всех отношениях и адаптированную личность, рекомендуется:

  • Быть доброжелательными к ребенку
  • Уважать его чувства и желания
  • Постоянно проявлять интерес к делам ребенка, давать ему возможность высказаться
  • Подавать пример собственным поведением (вести себя воспитанно по отношению к посторонним, держаться открыто и дружелюбно)
  • Не оскорблять и не унижать ребенка даже в шутку
  • Не нагружать ребенка секциями и кружками
  • Чаще уделять ребенку внимание, играть с ним, при этом поощряя его обособленную игру
  • Поддерживать успехи ребенка
  • Справедливо разрешать конфликты
  • Правильно организовывать режим дня
  • Контролировать питание Поддерживать успехи ребенка
  • Справедливо разрешать конфликты
  • Правильно организовывать режим дня
  • Контролировать питание

Необходимо чаще уделять ребенку внимание
Фото: Необходимо чаще уделять ребенку внимание

Родители должны испытывать к ребенку безусловную любовь, то есть любовь, существующую несмотря ни на что. При этом очень важно, чтобы чувство имело внешние проявления. Очень важно чаще обнимать ребенка. Психологи рекомендуют осуществлять объятия не менее восьми раз в день!

Как улучшить ситуацию?

Случается, что дошкольники 3-4 лет бывают слишком активны или, напротив, регулярно проявляют плаксивость, а семилетки не в состоянии организовать свой досуг и выглядят совершенно неуправляемыми. Если в какой-то момент родители сталкиваются с одной или несколькими проблема в отношении душевного равновесия своего чада, не стоит пытаться разрешить ситуацию самостоятельно. Своевременное обращение к психологу – правильный выход.

 Работа психолога с детьми
Фото: Работа психолога с детьми

В процессе работы с дошколенком специалисты используют различные психологические воздействия, приемы и техники. Прекрасно зарекомендовала себя сказкотерапия, подразумевающая работу над ценностным развитием. В ходе знакомства с новой сказкой, часто составленной психологом под конкретного ребенка, маленький пациент самостоятельно выбирает пути решения проблемы.

Консультационные беседы не менее эффективны. Во время разговора с ребенком специалист диагностирует его личностные качества, таким образом устанавливая тесный контакт. Всего несколько встреч дают неплохой результат, заключающийся в спаде эмоционального напряжения.

Модель работы психолога
Фото: Модель работы  психолога

Случается, что проблему, с которой столкнулся дошкольник, удается решить в процессе подвижной игры с другими детьми, совместного со специалистом чтения книг и их обсуждения. Все это позволяет эмоциональной сфере дошколенка обогатиться эмоциями. Он воспитывает волю, расширяет кругозор, внимание и мышление, тренирует память. А главное, ребенок приобщается к ценностям и нормам общества, в котором ему предстоит существовать в дальнейшем.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ